Что проверяет росфиннадзор

Регламентирован порядок проведения Росфиннадзором контрольных мероприятий

Контрольная деятельность Росфиннадзора осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений ревизий и обследований.

Оглавление:

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, согласованным с Минфином России (периодичность проведения плановых мероприятий в отношении одного объекта и темы контроля составляет не более 1 раза в год). Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения, принятого в связи с обращениями (поручениями), в частности, Президента РФ, Правительства РФ, Минфина России, СК России, депутатских запросов.

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, а также встречные проверки, проводимые только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.

Камеральные проверки проводятся на основании представленной отчетности и иных полученных в ходе проверки документов, информации и материалов. Длительность проверки составляет 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения акта проверки руководителем Службы может быть принято одно из следующих решений: о применении бюджетных мер принуждения; отсутствии оснований для применения мер принуждения; о проведении выездной проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения объекта контроля. Длительность такой проверки составляет: не более 40 рабочих дней (в случае ее проведения подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора); не более 30 рабочих дней (в случае проверки территориальными органами Росфиннадзора).

При представлении объектом контроля письменных возражений на акт выездной проверки, а также в случае представления им дополнительной информации (документов, материалов) может быть принято решение о проведении внеплановой проверки.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29788.html/

Новые Правила осуществления проверок Росфиннадзором (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 31.07.2015

С 10.12.2013 вступили в силу Правила осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее — Правила N 1092). Указанные Правила определяют порядок осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение ч. 3 ст. 269.2 БК РФ, ст. 186 ЖК РФ, ст. 99 Закона о контрактной системе и Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».— Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Общие положения

В силу п. 3 Правил N 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований. Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных.Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом, который утверждается Росфиннадзором по согласованию с Министром финансов. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Президента РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Аппарата Правительства РФ, Министра финансов, Следственного комитета, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций.Объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются (п. 7 Правил N 1092):- главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;- финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;- федеральные государственные учреждения;- федеральные государственные унитарные предприятия;- государственные корпорации и государственные компании;- хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;- юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ;- органы управления государственными внебюджетными фондами РФ;- юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета;- государственные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд в соответствии с Законом о контрактной системе;- товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации;- региональные операторы.Согласно п. 10 Правил N 1092 должностные лица Росфиннадзора имеют право:- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий. Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;- при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;- проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;- выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;- направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом;- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;- обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.Помимо прав, Правила N 1092 устанавливают обязанности должностных лиц Росфиннадзора:- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;- проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа);- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля с копией приказа (распоряжения) и удостоверением на проведение выездной проверки (ревизии), с приказом (распоряжением) о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки (ревизии), об изменении состава проверочной (ревизионной) группы, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);- при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт.

Проведение контрольных мероприятий

Согласно п. 18 Правил N 1092 решение о проведении проверки, ревизии или обследования (за исключением случаев назначения обследования в рамках камеральных или выездных проверок, ревизий) оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа). В приказе о проведении контрольного мероприятия должны быть указаны наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание для его проведения, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок его проведения, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения данного мероприятия.На основании приказа о назначении контрольного мероприятия оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки) по форме, приведенной в Приказе Росфиннадзора от 07.12.2009 N 292 «Об утверждении форм удостоверений на проведение ревизии (проверки), порядка оформления и хранения удостоверений на проведение ревизии (проверки)».В силу п. 22 Правил N 1092 сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются административным регламентом. Например, порядок осуществления Росфиннадзором контроля в финансово-бюджетной сфере определен Административным регламентом исполнения Росфиннадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее — Административный регламент N 75н).Правилами N 1092 предусматривается возможность приостановления контрольного мероприятия. Так, проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы (п. 57 Правил N 1092):- на период проведения встречной проверки и (или) обследования;- при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля — на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;- на период организации и проведения экспертиз;- на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы, в том числе в органы государств — членов Таможенного союза или иностранных государств;- в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от его проведения;- при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля.Решение о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа). Копия решения направляется в адрес объекта контроля. На время приостановления выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.Также необходимо отметить, что в рамках выездных или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки. При этом осуществляются контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок соответственно. Срок проведения встречной проверки не может превышать 20 рабочих дней. Ее результаты оформляются актом, который прилагается к материалам выездной или камеральной проверки соответственно. По результатам встречной проверки меры принуждения к объекту такой проверки не применяются.Далее рассмотрим методы осуществления Росфиннадзором контрольной деятельности. Напомним, что в силу ст. 267.1 БК РФ Росфиннадзор может использовать следующие методы:- проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Под выездными проверками понимаются проверки по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов. Результаты проверки оформляются актом;- ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты ревизии оформляются актом;- обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением.Выездная проверка (ревизия). Согласно п. 49 Правил N 1092 срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами Росфиннадзора — не более 30 рабочих дней. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 70 Административного регламента N 75н срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 45 рабочих дней. Видимо, в целях приведения в соответствие двух этих документов в Административный регламент N 75н будут внесены изменения.Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Росфиннадзора может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.Руководитель (заместитель руководителя) Росфиннадзора может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 20 рабочих дней:- в отношении контрольного мероприятия, проводимого структурным подразделением центрального аппарата Росфиннадзора, — на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы;- в отношении контрольного мероприятия, проводимого территориальным органом Росфиннадзора, — на основании мотивированного обращения руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа).Напомним, что согласно п. 73 Административного регламента N 75н срок проведения ревизии (проверки), установленный при назначении, может быть продлен назначившим ее лицом на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 рабочих дней.В силу п. 56 Правил N 1092 в ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля. Действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, включают анализ и оценку полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и другие действия по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.В ходе проверки руководитель (заместитель руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить проведение обследования или встречной проверки.Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить по запросу (требованию) должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии).По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт.В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и (при необходимости) пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, составляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.Как мы уже отмечали, выездная проверка может быть приостановлена при наличии причин, указанных в п. 57 Правил N 1092. В этом случае руководитель (заместитель руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа), принявший решение о приостановлении выездной проверки (ревизии), в течение трех рабочих дней со дня его принятия:- письменно извещает объект контроля о приостановлении проведения проверки и о причинах приостановления;- может принять меры по устранению препятствий в проведении выездной проверки (ревизии), предусмотренные законодательством РФ и способствующие возобновлению выездной проверки (ревизии).В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа):- принимает решение о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии);- информирует о возобновлении проверки (ревизии) объект контроля.После окончания контрольных мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения проверки.Согласно п. 62 Правил N 1092 по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий. Акт выездной проверки (ревизии) в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля. К акту кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе контрольных мероприятий.Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение пяти рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).В соответствии с п. 66 Правил N 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) принимается решение:- о применении мер принуждения;- об отсутствии оснований для применения мер принуждения;- о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам проверки (ревизии).

Обследование

Обследование является новым методом проведения мероприятий финансового контроля, ранее не использовавшимся Росфиннадзором. Напомним, что в силу ст. 267.1 БК РФ обследование заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. При обследовании могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов.В соответствии с п. 19 Правил N 1092 обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий). Согласно п. 34 Правил N 1092 обследование (за исключением обследования в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).Результаты обследования оформляются заключением, которое подписывается должностным лицом Росфиннадзора не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается представителю проверяемого учреждения либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания заключения. По итогам такого рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) может назначить выездную проверку (ревизию).

Камеральная проверка

Еще одно новшество — возможность проведения не только выездных, но и камеральных проверок. Хотя следует отметить, что данный метод проведения контрольных мероприятий не является для Росфиннадзора совсем новым: аналогичный метод применялся при осуществлении валютного контроля.В соответствии с п. 40 Правил N 1092 камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов по запросу Росфиннадзора (его территориального органа).В срок проведения камеральной проверки не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Росфиннадзора (его территориального органа) до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки. Акт камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта.Согласно п. 45 Правил N 1092 проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение пяти рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения объекта контроля проверки приобщаются к материалам проверки. В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу и положение на ней вызывающих несогласие выводов, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие вашу позицию.Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) принимает решение:- о применении мер принуждения, к которым относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направляемые объекту контроля в соответствии с законодательством РФ;- об отсутствии оснований для применения мер принуждения;- о проведении выездной проверки (ревизии).

Планирование контрольной деятельности

Основанием для проведения контрольных мероприятий Росфиннадзором является ежегодно составляемый план деятельности.Согласно п. 23 Правил N 1092 составление плана контрольных мероприятий должно осуществляться с соблюдением следующих условий:- соответствие параметров плана контрольных мероприятий показателям государственной программы РФ, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;- обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы Росфиннадзора, принимающие участие в контрольных мероприятиях;- выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о таких мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы. Напомним, что согласно п. 21 Административного регламента N 75н при подготовке предложений в проект плана в обязательном порядке предусматривается резерв до 30% временных и трудовых ресурсов на проведение внеплановых контрольных мероприятий.— Административный регламент исполнения Росфиннадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.

В силу п. 24 Правил N 1092 отбор контрольных мероприятий осуществляется исходя из следующих критериев:- существенность и значимость мероприятий, реализуемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;- оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Росфиннадзором анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Напомним, что органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), обязаны представлять информацию и документы, запрашиваемые Росфиннадзором в целях проведения им анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций) (ч. 3 ст. 157 БК РФ);- длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наивысший приоритет);- информация о наличии признаков нарушений, поступившая от Минфина, Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, главных администраторов доходов федерального бюджета, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.

Обратите внимание! Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год (п. 26 Правил N 1092). Здесь необходимо отметить, что п. 9 Административного регламента N 75н запрещает повторные ревизии (проверки) за тот же проверяемый период по тем же вопросам, за исключением проверок, проводимых по поручению Минфина, решению руководителя Росфиннадзора. Повторная ревизия (проверка) проводится вышестоящим органом в порядке контроля за деятельностью территориальных органов Росфиннадзора, проводивших ревизию (проверку).

Формирование плана контрольных мероприятий осуществляется с учетом информации о планируемых (проводимых) иными государственными органами идентичных контрольных мероприятиях в целях исключения дублирования деятельности по контролю. При этом под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого иными государственными органами проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены Росфиннадзором. Следует отметить, что ранее на законодательном уровне аналогичная норма отсутствовала, хотя подобная работа и велась Росфиннадзором на основании соглашений, заключенных с другими государственными органами.

Реализация результатов контрольных мероприятий

В соответствии с п. 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Росфиннадзор направляет:1. Представления. Напомним, что в силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки (или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения) информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.2. Предписания. Под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию. Неисполнение предписания о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию указанным нарушением.Представления и предписания в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.Отмена представлений и предписаний осуществляется в судебном порядке. Отмена представлений и предписаний территориальных органов Росфиннадзора также осуществляется его руководителем (заместителем руководителя) по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Росфиннадзора.Должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. Необходимо отметить, что в силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере отдоруб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.3. Уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Под таким уведомлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения. Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в Минфин не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) и содержит описание совершенного бюджетного нарушения.Согласно п. 69 Правил N 1092 при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд Росфиннадзор направляет предписания об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Указанные нарушения подлежат устранению в срок, установленный в предписании.При осуществлении полномочий по контролю за использованием региональными операторами средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, Росфиннадзор направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ.В соответствии с п. 78 Правил N 1092 в случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством РФ. Например, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 03.03.1998 N 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» Росфиннадзор, а также его территориальные органы (впрочем, как и любые другие контрольные органы) в незамедлительном порядке обязаны информировать соответствующие органы прокуратуры РФ о выявленных в ходе проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности правонарушениях в сфере экономики. Таким образом, при выявлении в ходе ревизий (проверок) нарушений, содержащих признаки состава преступления в сфере экономики, Росфиннадзор (и его территориальные органы) должен принять меры по информированию об указанных фактах органов прокуратуры РФ, которые в свою очередь осуществляют следственные действия и направляют дела в суды.

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/10940

Нарушения, выявляемые Росфиннадзором при проверке учреждений Минобороны

В рамках рассмотрения вопроса по проверкам Росфиннадзора особый интерес всегда представлял анализ сложившейся арбитражной практики: спорные ситуации, позиция контролеров, доводы сторон и, конечно же, вердикты судей. Вниманию читателей мы предлагаем споры, в которых были рассмотрены отдельные виды нарушений, выявляемых при проверках учреждений, подведомственных Минобороны.

В силу ст. 38 БК РФ в основу использования денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей для финансирования конкретных целей. Направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления названных средств, считается нецелевым их использованием (ст. 306.4 БК РФ).

При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 21.01.2014 N/1763).

Ниже предлагаем рассмотреть арбитражную практику 2014 года по фактам нецелевого использования средств и иным нарушениям, выявленным в ходе проверок.

Выплата премий лицам, имеющим дисциплинарные взыскания

Предмет спора. В Постановлении ФАС ВСО от 10.06.2014 N А/2013 был рассмотрен спор между Управлением финансового обеспечения Минобороны РФ по субъекту РФ (далее — Управление 1) и Росфиннадзором по поводу выплаты дополнительного материального стимулирования лицам, имеющим дисциплинарное взыскание. Кроме того, неиспользованные денежные средства, выделенные на такое стимулирование, Управление 1 не вернуло в доход федерального бюджета.

В качестве оправданий своих действий Управление 1 отметило, что совокупное применение норм гражданского и трудового законодательства указывает на невозможность вмешательства в кадровую политику войсковых частей (организаций), с которыми у него установлены договорные отношения. Нарушения допущены командирами войсковых частей, не являющимися сотрудниками Управления 1, а основанием для начисления премии являлись соответствующие приказы командира войсковой части, от которых Управление 1 не вправе требовать иные документы. Управление 1 лишь исполняет приказы командиров по начислению и выплате премий в рамках доведенных до каждой войсковой части лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), общая сумма доведенных войсковым частям и организациям ЛБО определялась путем умножения расчетной суммы, указанной в телеграммах главного распорядителя, на фактическую численность на день доведения приказа о премировании.

Позиция суда. Рассматривая спорную ситуацию, суд исходил из следующего.

В силу ст. 162 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления нарушения) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

— составляет и исполняет бюджетную смету;

— принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

— обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

— вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

— ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

— формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

— исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Исходя из п. 1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок) дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Минобороны на соответствующий финансовый год ЛБО на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2 Порядка). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Как говорится в п. 11 Порядка, не представляются к дополнительному материальному стимулированию в том числе лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей. Таким образом, оснований для выплаты премий лицам, имеющим дисциплинарные взыскания, у Управления 1 не имелось.

Далее ФАС ВСО отмечает, что в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 20.09.2010 N 1144 Управление 1 является получателем (распорядителем) бюджетных средств в рамках бюджетных полномочий.

В силу положений ст. 162 БК РФ, Приказа Министра обороны РФ от 07.05.2008 N 250дсп «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации», Приказа Министра обороны РФ N 1010 на Управление 1 возложены функции:

— планирования расходов по обслуживаемым войсковым частям и организациям;

— обеспечения результативности использования средств состоящих на обслуживании войсковых частей;

— контроль за ведением обслуживаемыми войсковыми частями учета имущества и составлением отчетности.

Для произведения выплат в целях исполнения обязательств по договорам на обслуживание, согласно которым учреждение обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение, на Управление 1 возложена обязанность запрашивать у войсковых частей, организаций документы (приказы), подтверждающие законность производимых выплат, то есть осуществлять контроль за правильным оформлением и своевременным представлением первичных учетных документов в финансовый орган.

Иными словами, доводы заявителя о том, что Управление 1 не вправе требовать от командиров войсковых частей иные документы помимо приказов о начислении премий, а также осуществлять контроль порядка наложения и снятия дисциплинарных взысканий на гражданский персонал, судом отклонены как несостоятельные в правовом отношении.

Кроме того, в соответствии с п. 1 и 4 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, поименованных в п. 2 данной статьи.

Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Поскольку Управлением 1 не выполнено указанное требование, факт нарушения бюджетного законодательства РФ не подлежит сомнению, следовательно, сделанные Росфиннадзором выводы объективны.

Аналогичное нарушение было рассмотрено в Постановлении ФАС ЦО от 06.02.2014 N А/2013. Кроме необоснованной выплаты материального стимулирования военнослужащим и руководителям воинских частей, в течение всего 2011 года военнослужащим неправомерно выплачивалась ежемесячная надбавка за объем и важность задач (в размере 20 и 30% от должностного оклада), установленная Приказом Минобороны РФ от 24.03.2005 N 116, утратившим силу после выхода Приказа Минобороны РФ от 27.05.2010 N 566. Неправомерная выплата отмененной надбавки за объем и важность задач за 2011 год составила 375,38 тыс. руб. Также в нарушение требований ст. 49 Федерального закона от 17.01.1992 N«О Прокуратуре Российской Федерации» в течение 2011 года военнослужащим Военной прокуратуры неправомерно выплачивалась ежемесячная надбавка за объем и важность задач (всем в размере 20% от должностного оклада) в соответствии с Приказом Минобороны РФ N 116. Неправомерная выплата отмененной надбавки за объем и важность задач за 2011 год составила 215,92 тыс. руб.

Помимо перечисленных нарушений имелись неправомерные выплаты среднего заработка за период трудоустройства работников, денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции, повышения должностных окладов за вредные условия труда, выплат по совместительству, оплату среднего заработка на сумму 14,63 тыс. руб., а также недоплата денежных средств в сумме 138,65 тыс. руб.

Арбитры оставили жалобу истца без удовлетворения. В постановлении отмечается, что выводы, сделанные контрольным органом, правомерны и обоснованы.

Неотражение имущества, полученного в пользование, в учете учреждения

Предмет спора. Предметом спора между Управлением финансового обеспечения Минобороны РФ по субъекту РФ (далее — Управление 2) и Росфиннадзором, рассмотренного в Постановлении ФАС ДО от 29.04.2014 N Ф/2014, явились нарушения в виде отсутствия учета имущества, полученного в пользование.

Данное нарушение было выявлено в отдельных войсковых частях, размещенных на территории субъекта РФ. Балансодержателем имущества, не отраженного на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в двух войсковых частях, является государственное учреждение «N», балансодержателем имущества, не отраженного на указанном забалансовом счете в третьей войсковой части — ФГКУ «Территориальное управление имущественных отношений МО РФ». Акты приема-передачи объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование этим войсковым частям балансодержатели не оформляли, что явилось причиной вышепоименованных нарушений.

По итогам проверки Росфиннадзором был составлен акт и вынесено обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета, в котором были перечислены факты выявленных обозначенной проверкой нарушений бюджетного законодательства РФ с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены.

В данном представлении также содержались предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения названных в представлении нарушений бюджетного законодательства РФ, срок для рассмотрения и принятия соответствующих мер. С такими выводами Управление 2 не согласилось и обратилось в суд.

Позиция суда. При рассмотрении спорной ситуации ФАС ориентировался на нормы Инструкции N 157н. В соответствии с п. 333 этого документа счет 01 «Имущество, полученное в пользование» предназначен для учета:

— объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование;

— земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— объектов движимого и недвижимого имущества, полученных в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.

Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной передающей стороной (собственником).

В силу прямого указания п. 333 Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» как на основании акта приема- передачи, так и на основании иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования.

При этом арбитрами отмечается: принимая в пользование имущество, учреждение должно было надлежащим образом оформить его передачу, в том числе решить вопрос с собственниками имущества об оформлении актов приема-передачи названного имущества или иных документов, подтверждающих его получение и (или) право его пользования. Поименованные действия являются обязанностью учреждения, и несовершение обозначенных действий не может служить основанием для неотражения используемого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Таким образом, выводы, сделанные в акте проверки контрольным органом, правомерны.

Непроведение инвентаризации при смене материально ответственных лиц

Предмет спора. Спор между Управлением финансового обеспечения Минобороны РФ по субъекту РФ (далее — Управление 3) и Росфиннадзором был рассмотрен в Постановлении ФАС ВСО от 04.06.2014 N А/2013. Его предметом стали результаты проверки, выразившиеся в нарушении порядка ведения бухгалтерского учета, составлении и представлении отчетности, непроведении инвентаризации при смене материально-ответственных лиц. По результатам проверки выявлены недостача товарно-материальных ценностей на суммутыс. руб. и излишки на суммутыс. руб. По результатам проверки было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В своем заявлении Управление 3 отмечает, что оно не согласно с такими выводами, и просит суд его отменить.

Позиция суда. При вынесении решения суд руководствовался следующим. Статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», действовавшего в проверяемом периоде (далее — Закон о бухгалтерском учете), установлено, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Кроме того, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

Между тем, как было установлено судом, оправдательные документы в нарушение требований Закона о бухгалтерском учете были представлены только в ходе проводимой Росфиннадзором проверки и не в полном объеме.

Как следует из оспариваемого представления, учреждению предписано принять меры по недопущению непроведения инвентаризации в воинской части в обязательном случае — при смене материально-ответственного лица. Данный вывод основан на действующих нормах законодательства. Согласно ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, действовавшего в спорный период, проведение инвентаризации обязательно в том числе при смене материально-ответственных лиц. Обязательность проведения инвентаризации в указанном случае предусмотрена и п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, который на момент слушания дела являлся действующим документом.

В соответствии с учредительными документами Управление 3 для достижения целей, поставленных перед учреждением, осуществляет в том числе контроль за ведением обслуживаемыми воинскими частями учета имущества и составления отчетности, организацией и ведением бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, состоящих на обслуживании воинских частей, участие в инвентаризациях имущества и обязательств, проводимых в состоящих на обслуживании в воинских частях, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение в бюджетном учете.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного суд правомерно посчитал, что Управление 3 несет ответственность за несоблюдение обслуживаемой им воинской части требований учета материальных ценностей и хозяйственных операций в случае смены материально-ответственных лиц путем контроля обслуживаемой воинской части, что нашло отражение в представлении Росфиннадзора.

В заключение отметим, что казенным учреждениям следует более внимательно относиться к расходованию бюджетных средств, поскольку отсутствие законного основания при совершении тех или иных выплат может привести к административным наказаниям со стороны контролирующих органов.

Напомним, что ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям получения, в виде наложения штрафа:

— на должностных лиц — в размере отдоруб. (либо к ним применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет);

— на юридических лиц — от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Источник: http://info-personal.ru/proverki/narusheniya-vyyavlyaemye-rosfinnadzorom-pri-proverke-uchrezhdenij-minoborony/